Киногид: рецензия к фильму «Расёмон» (Акира Куросава)

Фото из Интернета

Новости города на вашем смартфоне: Facebook и Instagram

Следите за новостями в Telegram

Рецензия к фильму – важная составная часть каждой киноленты. Ведь краткая, однако, достаточно емкая информация, позволяет потенциальному зрителю понять суть киноленты. А если рецензии написаны профессионально, то читать их не только познавательно, но увлекательно и интересно.

На этой неделе мы предлагаем вам окунуться в сюжет фильма «Расёмон» (Акира Куросава). Возможно, именно эту киноленту вам нужно посмотреть в ближайшие дни!

«Расёмон» 

Со времен моего юношеского увлечения самурайской романтикой в кино осталось одно великое имя, одного японского режиссера - Акира Куросава.

Акира Куросава — классик японского кино. Его творчество оказало огромное влияние на мировой кинематограф. Признание и мировую известность он получил после выхода философского фильма-притчи «Расемон» в 1950 году. Он снят по произведению классика японской литературы Рюноске Акутогавы.

Фильм рассказывает о трагических событиях - изнасиловании жены и убийстве мужа. Свои версии произошедшего поведают четверо участников. И все они будут отличаться друг от друга. Так, где же истина?

Сам Куросава говорил, что этот фильм - отражение жизни, а у жизни не всегда есть простой и понятный смысл.

Под воротами Расёмон, прячась от дождя, дровосек и священник рассказывают крестьянину историю, которой они были свидетелями. В лесу совершено преступление: убит самурай и изнасилована его жена. Три участника этого происшествия – женщина, убийца, дух убитого самурая – каждый предлагает на суде свою версию событий. Четвертая история – рассказ случайных свидетелей – тех, что прячутся от дождя под воротами Расёмон.

Да, сюжет фильма почти целиком взят из рассказа «В чаще»: три версии одного убийства - три правды (психологически оправданные, обусловленные состоянием, характером, внутренней логикой каждого героя), все три версии - правда, хоть это противоречит фактам и здравому смыслу.

Но, видимо, не случайно авторы фильма назвали свое произведение именно так - «Расёмон» (почти как рассказ Акутагава Рюноске «Ворота Расёмон»). Основной смысл: мотивация человеческих поступков, взгляды на жизнь - раскрываются в беседах героев фильма. И появляется еще одно очень важное действующее лицо – горожанин-простолюдин. В его суждениях, репликах, язвительном смехе, в «животном» поступке - открывается еще один взгляд и на все происходящее, и на жизнь вообще.

Да, человеческая природа сложна и неоднозначна. Каждый человек индивидуален, по-своему видит мир… Любой человек, направляя свои усилия по правильному пути, может усовершенствовать свою природу. Этот миг и есть самое драгоценное в жизни, это и есть зов истинной природы человека, которая изначально чиста.

Конечно, нет никакого детектива (хоть это и трудно принять современному зрителю), когда речь идет о деградации человеческого общества. Ворота Расёмон, когда-то символ величия и роскоши, служат местом свалки неприбранных трупов, а сама постройка растаскивается на дрова. Молодой монах говорит о том, что он теряет веру в людей, но не из-за самого злодеяния, а из-за расхождения показаний участников. Ведь все они НЕ ЛГУТ! Они просто живут в вымышленном мире, вернее, уходят в него в трудную минуту, и он становится важнее реальности, даже для духа умершего. Это не просто миф, это страх перед истиной и отчаяние перед тем, куда идет человек во всем многообразии своего ничтожества - именно такими предстают все трое в последней "версии". В каждой из предыдущих рассказчик представляет себя в выгодном свете - да, но при этом каждый приписывает убийство именно себе (или самоубийство). Благородство самурая, честь женщины, вольность разбойника - всё стало орудием порока. Ценности извращены на всех уровнях.

Как мы видим окружающих нас людей, как мы судим их поступки и их самих, каковы мы сами? Множество миров, в которых мы отличаемся от самих себя.

В чём истина? Зритель решает сам. Удивительный фильм!

А смотреть его рекомендую с "советским" дубляжом - более поздние варианты, мягко говоря, грешат неточным (по сути) переводом.

Ваш Афанасий Зайцев

На прошлой неделе 06153 рассказывал о фильме «Профессор».