Мелитополь попадет в Черноморское кольцо - Медведев пообещал

Вчера президент Дмитрий Медведев подписал Закон «О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Трасса протяженностью более 7 тыс. км должна объединить причерноморские страны и активизировать их экономические и туристические связи. Бюджет супер-стройки пока не определен. Но эксперты уверены, что проект будет реализован и страны-участницы смогут преодолеть возможные возражения Грузии.

Как сообщила вчера пресс-служба Кремля, законом ратифицируется Меморандум, который был подписан правительствами государств – членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) 19 апреля 2007 года в Белграде.

Правительства государств – членов ОЧЭС признают существование значительных трудностей в осуществлении международных автомобильных перевозок и необходимость скоординированных усилий по реконструкции и постройке дорог в регионе. В соответствии с Меморандумом планируется создание кольцевой высокопропускной автомагистрали протяженностью около 7140 км. Трасса пройдет через Стамбул, Самсун, Трабзон (Турция), Батуми, Поти (Грузия), Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог (Россия), Мариуполь, Мелитополь, Одесса (Украина), Кишинев (Молдавия), Бухарест (Румыния), Хасково (Болгария), Комотини, Александруполис (Греция), Эдирне, (Турция).

По мнению участников, реализация проекта позволит создать современную дорожную инфраструктуру Черноморского региона и активизировать торгово-экономические и туристические связи. Это будет способствовать экономико-социальному развитию не только Черноморского региона, но и всего Европейского континента.

Несмотря на благие намерения, реалии таковы, что на пути черноморского кольца будет немало препятствий. Во-первых, финансировать строительство, эксплуатацию и реконструкцию автомагистрали планируется за счет госсредств и средств частного бизнеса. Могут также привлекаться средства Европейского инвестиционного банка, ЕБРР, Всемирного банка и других банков и фондов, а также средства из фондов Евросоюза. Однако конкретных обязательств, как и сметы стоимости проекта, пока не существует. В частности, Россия не приняла на себя обязательств по дополнительным расходам, покрываемым за счет бюджета. Более того, существует ряд политических препятствий, главный из которых – позиция Грузии.

В свою очередь, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян считает, что с экономической точки зрения Грузии сопротивляться нет никакого смысла. «Она сейчас активнейшим образом развивает свою прибрежную инфраструктуру, восстанавливает услуги, отели, – перечисляет аналитик. – Реально, если туда не хлынут россияне (а пока не очень понятно, как они туда могут хлынуть), на одних армянах и азербайджанцах вряд ли много заработаешь». При этом Грузия сейчас может конкурировать со всеми причерноморскими государствами по соотношению цена–качество услуг и может стать достойным конкурентом той же Турции, уверен Микаелян.