Конфликт Москвы и Киева грозит обернуться полным прекращением железнодорожного сообщения между Украиной и Россией.
«Укрзализныця» из-за «рассогласования» графиков движения поездов в Крым попросила ОАО РЖД прекратить с 27 мая продажу билетов на все поезда, следующие по территории Украины. Аналогичное письмо получила и Белорусская железная дорога, - пишет «КомменсантЪ».
О том, что железнодорожные перевозки между Украиной и Крымом могут быть приостановлены, вчера также заявил глава ОАО РЖД Владимир Якунин.
По его словам, сейчас есть сигналы, что «в силу определенной несогласованности графиков движения эти перевозки могут, по крайней мере, на какое-то время вообще прекратиться».
Источник в ОАО РЖД уточнил, что заявление топ-менеджера небезосновательно. По его словам, примерно в 18:00 в среду ОАО РЖД получило соответствующую телеграмму из Киева.
«В связи с рассогласованием движения поездов между территорией материковой Украины и Автономной Республикой Крым на график 2014-2015 годов прошу закрыть продажу проездных документов на все поезда, курсирующих по территории Украины с 27 мая до отмены»,— пересказал ее содержание собеседник. Бумага подписана инженером главного пассажирского управления «Укрзализныци» Евгением Дыхне, добавил он.
Источник уточнил, что в ОАО РЖД «из-за неоднозначной формулировки письма» собираются полностью прекратить продажу билетов на поезда на Украину и в Крым.
В ОАО РЖД подтвердили наличие такой телеграммы, добавив, что сейчас ведут переговоры по этому поводу с «Укрзализныцей». Вчера была открыта продажа билетов на 24 мая (за 45 суток до даты отправления) и до 27 мая есть еще несколько дней, рассказали в монополии.
В свою очередь, в пресс-службе «Укрзализныци» заявили, что не располагают указанной информацией.
Сейчас между Россией и Украиной курсирует 46 пассажирских поездов, из них 14 — российского формирования, 25 поездов — украинского, еще три поезда формируются в Белоруссии, два — в Молдавии и один — в Азербайджане. Из России в Крым следуют шесть поездов: из Петербурга и Москвы в Севастополь, из Москвы, Екатеринбурга и Перми в Симферополь, а также из Москвы в Керчь—Феодосию. В 2013 году пассажиропоток между Россией и Крымом составил 3,7 млн человек, а с Украиной — 10,7 млн человек. Но в первом квартале 2014 года объем пассажирских перевозок между Россией и Украиной снизился на 40%, говорил в начале апреля глава Федеральной пассажирской компании (дочерняя компания ОАО РЖД) Михаил Акулов.
Но источник отмечает, что «Укрзализныця» направила телеграмму с аналогичным содержанием не только ОАО РЖД, но и Белорусской железной дороге (БЖД). Подтвердить в БЖД эту информацию не удалось.
По оценкам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, пассажиропоток между Белоруссией и Украиной «невелик и составляет не более 500 тысяч человек в год в каждую сторону». Эксперт отмечает, что между двумя странами курсирует лишь один ежедневный поезд Минск — Киев. Остальные пять поездов ходят только по четным или нечетным дням, а маршруты в Крым (Минск — Феодосия и Могилев — Симферополь) действуют только в летний период.
На протяжении всего конфликта между Киевом и Москвой и в ОАО РЖД, и в «Укрзализныце» уверяли, что продолжают работать в текущем режиме, и события в Крыму никаким образом не отражаются на графике движения поездов. В последний раз стороны сделали похожее заявление в конце марта.
Но всего через несколько дней премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтрансу совместно с ОАО РЖД к середине апреля ввести прямое железнодорожно-паромное сообщение с Крымом.
Вчера Владимир Якунин отметил, что железная дорога готова к тому, что пассажир будет подвозиться к портам и дальше перевозиться морским транспортом.
По оценке Михаила Бурмистрова, отмена железнодорожного сообщения между Россией и Украиной приведет к перераспределению пассажиропотока в сторону авиасообщения. Но возможности паромного сообщения с Крымом, по его словам, весьма ограничены — не более сотни тысяч человек в год, так что часть пассажиров, скорее всего, просто откажется от поездок в Крым.