Власть Белоруссии официально девальвировала национальную валюту сразу на 56%. Такое стремительное обесценивание должно усилить конкурентоспособность белорусских продуктов питания и потребительских товаров на украинском рынке. Однако украинские производители не опасаются ужесточения ценовой конкуренции, поскольку белорусские предприятия из-за подорожания импорта вскоре столкнутся с увеличением себестоимости продукции. Национальный банк Республики Беларусь (НББ) внезапно обвалил национальную валюту. На сегодня официальный курс установлен в размере 4930 белорусских рублей/$. Еще вчера центробанк оценивал доллар в 3155 рублей, значит, за сутки белорусская валюта девальвировала на 56,2%. Сразу после появления первой неофициальной информации о таком резком обвале белорусских "зайчиков" сайт регулятора стал недоступен из-за наплыва посетителей. По отношению к евро белорусская валюта потеряла 53,1%, до 6914,82 белорусских рублей, к российскому рублю – 53,9%, до 173,95 рублей. Острый валютный кризис возник в Белоруссии в начале 2011 года. Среди ключевых экономических причин – дефицит платежного баланса, который по итогам 2010 года составил 16% ВВП, и сокращение золотовалютных резервов на 37%. Ситуацию усугубило заявление МВФ от 31 марта о необходимости проведения "настоящей девальвации", без которой невозможно остановить резкое сокращение валютных резервов центробанка. Население помнило, как со 2 января 2009 года также "по рекомендации МВФ" НББ без предупреждения опустил курс на 20% – c 2200 до 2650 белорусских рублей/$. Опасаясь девальвации, население начало ажиотажную скупку иностранной валюты, появился черный рынок обмена валют. Стремясь погасить панику, белорусские власти обязали экспортеров продавать 30% валютной выручки по официальному курсу, ввели ряд ограничений на покупку валюты и начали переговоры о получении $3 млрд из стабилизационного фонда ЕврАзЭС. Однако предел девальвации еще не достигнут. После снятия НББ запрета на продажу валюты на межбанковском рынке по курсу, превышающему 4,5 тыс. рублей/$, к 20 мая курс вырос до рекордного уровня в 9 тыс. рублей/$. Однако ко вчерашнему дню курс снизился до 6,5 тыс. рублей/$. Белорусские банки в случае полного погашении валютных кредитов рассчитывают на платежи по 6-6,5 тыс. рублей/$. Это более чем вдвое больше, чем курс на начало года (3 тыс. рублей), и сохраняет возможность еще одной, меньшей волны официальной девальвации – на 32%. Экономисты предупреждают, что после такой девальвации белорусские товары стали более конкурентоспособными по цене и могут существенно увеличить присутствие на украинском рынке. "Безусловно, 50-процентная девальвация дает очень сильное усиление конкурентоспособности белорусских товаров. В тех секторах, где белорусский импорт силен,– бытовые товары и продукты питания – возможно значительное увеличение импорта и вытеснение украинских производителей",– отмечает экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. Впрочем, эти изменения не будут глобальными, поскольку Белоруссия занимает небольшую долю в структуре украинского импорта. По данным Госстата, в 2010 году в Украину было ввезено белорусских товаров на $2,56 млрд, что составило 4,2% от общего импорта товаров. Украинские производители пока не верят в возможность усиления ценовой конкуренции. "Белорусские молочные товары были представлены на украинском рынке и раньше, однако в период валютного кризиса они не показывали тенденции к снижению цены",– говорит директор по маркетингу компании "Юнимилк-Украина" Максим Кучко. Вероятно, что дополнительную маржу получат импортеры, которые не захотят снижать цены. "Мы допускаем увеличение импорта из Белоруссии продукции легкой промышленности, однако такой рост больше всего угрожает позициям третьих стран – Китая и Турции, чем украинским производителям",– отмечает председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Валентина Изовит. "Скорее всего будут попытки демпинговой продажи уже произведенных товаров. Однако в Белоруссии растет и себестоимость производства (из-за импорта.–Ъ), а значит, конкурентное преимущество белорусских товаров будет недолговременным",– уверена руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник.