Нужен ли Бердянску Западный групповой водовод?

На первый взгляд вопрос, вынесенный в заглавие, является более чем странным, поскольку положительный ответ на него очевиден. Но на самом деле этот вопрос следует разделить как минимум на три подвопроса.

1. Нужна ли Бердянску вода, поставляемая в город по Западному групповому водоводу?

Пожалуй, ответ лишь на этот под-вопрос не вызывает особых сомнений — нужна!

Как свидетельствуют архивы, только на заре своего существования Бердянск не испытывал проблем с хорошей водой:

- «Положение города выбрано очень счастливо. Вода хороша, в изобилии, и находится близко от поверхности земли.» («Одесский вестник» от 23 июля 1830 г.).

- «Земля, как уголь, черная, разсыпистая и весьма тучная ; этого мало: вода на четверть аршина, не глубже, а кто не скажет, что это первое счастие для земледельца» («Одесский вестник» от 26 апреля 1841 г.)

Однако, уже через первые 50 лет своего существования Бердянск ощутил серьезные проблемы с питьевой водой.

В том же «Одесском вестнике» в марте 1879 года сообщается об усилиях городской думы и бердянских инженеров, предпринимаемых в поиске источников для водоснабжения Бердянска:

- «Благодаря опытности и деятельности производителя работ в порте нашем инженер-капитана К.О. Ельскаго, он открыл богатые водою родники не далее одиннадцати верст от нашего города, а городская дума охотно изъявила согласие на разработку этих ключей для устройства городского водопровода, основываясь на том, что вся наша колодезная вода совершенно не только негодна к употреблению, но и причиняет болезни.» (Одесский вестник от 4 марта 1879 г.)

- «Дума постановила: ассигновать управе тысячу рублей на подробное изыскание по вопросу о снабжении города водою.» (Одесский вестник от 31 марта 1879 г.)

С тех пор водоснабжение города являлось и остается одной из главных его проблем. В начале они решались путем бурения артезианских скважин. Но с ростом Бердянска и развитием его промышленности воды требовалось все больше. К 60-м годам минувшего века потребность Бердянска в воде составляла уже 30 тысяч кубов в сутки, а в летний период — 40-45 тысяч кубов. Артезианские скважины, расположенные в с Луначарское и в районе курорта были просто не в состоянии удовлетворить возросшие потребности города в воде. И в 1963 году с целью водоснабжения Бердянска на реке Берда создается водохранилище. Впрочем, никакая очистка бердовской воды не позволяла признать ее питьевой. Соответственно, вода из водопровода использовалась только на технические нужды, а в качестве питьевой по-прежнему использовалась луначарская.

Кардинально изменить ситуацию с питьевой водой в Бердянске призван был водовод из Каховского водохранилища. В 70-х годах прошлого века правительство поставило задачу перед Министерством водного хозяйства и мелиорации Украины – подать днепровскую воду на коммунальные и сельскохозяйственные нужды маловодных районов Херсонской, Запорожской и Донецкой областей.

Для решения этой задачи в 1980 году был введен в эксплуатацию Каховский магистральный канал. В 1981 году была построена насосная станция І подъёма и начато строительство первой очереди Западного группового водовода. Предполагалось строительство двух веток, посредством которых вода поставлялась бы на Бердянск и далее на Мариуполь. В 1991 году в Новоданиловке был введён в эксплуатацию комплекс водозаборных и очистных сооружений мощностью 50 тысяч кубов в сутки. А дальше...Из-за отсутствия средств строительство такого нужного всему северному Приазовью, вообще, и Бердянску, в частности, водовода было практически заморожено.

Все попытки представителей городских и областных властей, все усилия народных депутатов от нашего региона напоминали бег по замкнутому кругу. Судите сами.

31 октября 1995 года в ходе сессионного заседания Верховной Рады Украины бердянский нардеп Евгений Тодоров выступает со следующим обращением:

«...на юге Украины катастрофически обстоят дела с качественной питьевой водой. Вы знаете о заболеваниях в Луганской области,

вспышках холеры в Мариуполе, Бердянске. Если вопрос водоснабжения не решится, от болезни могут погибнуть очень много людей. 185-километровая нитка водовода Каховка-Бердянск практически уже готова и испытана.Работает уже насосная станция из водозабора первого подъема под Акимовкой, готова к испытаниям насосная станция третьего подъема в Приморске. Осталось уложить 2 километра труб диаметром 1, 2 метра, смонтировать электрохимзащиту труб, радиорелейную связь, и водовод можно эксплуатировать. Однако дирекция строящегося водовода уже сейчас задолжала 80 миллиардов карбованцев строителям. Если уйдут строители, то водовод уже никогда не будет построен, так как все, что уложено в землю, сгниет, а что построено на земле, будет разворовано и разгромлено. Государство понесет колоссальные убытки — около 100 триллионов карбованцев. Что нужно аварийно сделать сейчас? Срочно изыскать 200 миллиардов карбованцев, чтобы спасти водовод и чтобы организовать работу до конца текущего года».

Правительство во главе с Евгением Марчуком отреагировало на обращение своим Постановлением № 1050 от 27 декабря 1995 г.:

«Виділити Запорізькій обласній державній адміністрації у 1995 році 100 млрд. крб. на будівництво водогону з Каховського магістрального каналу для водопостачання м. Бердянська. Міністерству фінансів профінансувати зазначені витрати за рахунок резервного фонду Кабінету Міністрів України»

Обращают на себя внимание любопытный момент: 27 декабря 1995 года правительство постановляет выделить деньги в... 1995 году. Само собой разумеется, что денег этих никто не увидел.

23 сентября 1996 года правительство, возглавляемое уже Павлом Лазаренко, издает Постановление № 1152 аналогичного содержания. Только вместо 100 млрд. карбованцев данным Постановлением на строительство водовода выделяется 2 млн. гривен.

Но и этих денег Министерство финансов не нашло.

В 1999 году незавершенный водовод был передан на баланс КП «Запорожьеводоканала». И уже это предприятие вместе со своим собственником - областным советом - подключились к лихорадочным поискам средств на завершение долгостроя. В 2000 году была сделана попытка привлечь к строительству инвесторов. Облгосадминистрация обнародовала разработанный бизнес-план:

«В предоставленных разработках технико-экономического обоснования проекта предполагается несколько вариантов, основными из которых являются:

1. Создание акционерного общества с участием потенциальных инвесторов, которым объект водоснабжения будет передан в концессию на длительный период. Иными словами, предполагается поручить инвесторам построить объект, а затем эксплуатировать его с целью получения дохода.

2. Привлечение для строительства, наряду с бюджетными средствами (как из государственного, так и из местных бюджетов), средств инвесторов. В этом случае эксплуатация объекта будет осуществляться областным коммунальным предприятием «Запорожьеводоканал», а распределение доходов будет производиться пропорционально вложенным средствам. » («Бердянск деловой» от 8 декабря 2000 г.)

Но бизнесменов, желающих вложить деньги в завершение строительства водовода в Бердянск, так и не нашлось. Несмотря на то, что проект существенно упростили и удешевили. О прокладке водовода до Мариуполя речь уже никто не вел — хоть бы до Бердянска как-то достроить.

В марте 2002 года накануне парламентских выборов в Запорожье приезжает Президент Украины Леонид Кучма, который на вопрос «Когда же, в конце концов, будет завершено сооружение водовода в Бердянск?» ответил, что уже в этом году бердянцы будут пить хорошую водичку. Мол, соответствующее поручение уже подписано. На все обращения бердянских городских властей в Министерстве финансов отвечали: поручение есть, а вот денег нет. В итоге, из нужных тогда на завершение строительства и пуск водовода 22 млн гривен де-юре было выделено 4 млн, а де-факто... Согласно высказываниям представителей тогдашних областных и городских властей, де-факто из выделенных на водовод 4 миллионов гривен «лишь капнуло»

Завершилась более чем 20-летняя эпопея со строительством днепровского водовода в Бердянск лишь накануне президентских выборов в 2004 году.

В феврале, по инициативе премьер-министра Виктора Януковича на достройку Бердянского водовода из госбюджета выделили 3,5 млн. грн. Конечно, этого было явно мало для завершения работ, но вполне достаточно для проведения 1 сентября торжества с участием кандидата в Президенты по случаю подачи в Бердянск днепровской воды по так называемой упрощенной, или временной, схеме. При этом премьер клятвенно уверял присутствующих, что уж теперь-то обязательно будут найдены деньги на полное завершение работ. Но. Обещания так и остались обещаниями, а бердянцы лишний раз убедились в справедливости поговорки о том, что «нет ничего более постоянного, чем временное»

Впрочем, жителей города значительно больше волновал тогда и волнует сейчас вопрос цены днепровской воды. И вот тут возникает второй подвопрос.

2. Нужна ли Бердянску вода, поставляемая в город по Западному групповому водоводу, по такой цене?

Даже за техническую бердовскую воду, которую не то что пить опасно для здоровья, но даже «голову помыть без шампуня невозможно, потому что волосы будут торчать в разные стороны», в 2004 году КП «Бердянский горводоканал» брал невероятные по тем временам почти 2 грн за куб. Сколько же будет стоить днепровская вода? Именно этот вопрос и ответ сведущих лиц о двукратном повышении тарифа омрачал радость бердянцев от прихода в город днепровской воды. Кандидат в Президенты решил успокоить жителей города экспромтом: вода не подорожает, поскольку предусмотрен «комплекс мер, которые позволят нам снизить цену этой коммунальной услуги для жителей Бердянска и для промышленных предприятий»

Но и это обещание осталось лишь обещанием. За 10 минувших лет тариф на водоснабжение повышался в Бердянске несколько раз и уже превышает 6 грн за куб, а «экономически обоснованным» по расчетам горводоканала является цена превышающая 10,5 грн. за куб.

Ни существующий, ни, тем более, «экономически обоснованный» тарифы не устраивают бердянцев, поскольку являются неподъемной ношей для большинства из них. Потому-то все 10 лет, что в водопроводных кранах Бердянска идет днепровская вода не утихают разговоры о том: «А надо ли нам такое «счастье» да по такой цене?»

Этот вопрос усугубляется еще и тем, что воду из крана по-прежнему мало кто пьет, предпочитая покупать экологическую или привозную. И это вовсе не блажь горожан. Ведь днепровскую воду, которая приходит в Бердянск питьевой можно назвать лишь условно. Мало того, что водозабор осуществляется, ниже по течению крупных промышленных центров - Днепродзержинска, Днепропетровска, Запорожья, металлургические и химические гиганты которых не слишком утруждают себя очисткой промышленных стоков. Есть еще 8-дневный 175-километровый путь воды по трубам, справившим свое двадцатилетие еще до пуска водовода. Стоит ли удивляться тому, что даже применение максимальных доз коагулянтов и реагентов на бердянских очистных не позволяет днепровской воде, поступающей в краны горожан соответствовать нормам питьевой воды сразу по нескольким показателям: цветности, мутности, содержанию железа...Отдельная тема — внутригородские сети, в которых есть трубы и значительно старше тех, что используются на Западном групповом водоводе.

И все же, отвечая на поставленный под-вопрос, следует признать: днепровская вода все-таки нужна городу, поскольку альтернативой является лишь бердовская вода, которая по своему качеству во много раз хуже. Когда она появляется в городских сетях, при аварийных случаях на Западном водоводе, бердянцам не требуется никаких объявлений. Чтобы определить какая вода бежит из крана — днепровская или бердовская, - вполне достаточно помыть руки с мылом..

Что же до тарифа на водоснабжение, то, учитывая все вышеизложенное, он и не может устраивать горожан, потому что это не только слишком дорого, но и не соответствует задекларированной услуге: поставка питьевой воды.

Понимают ли это городские власти Бердянска? Безусловно. Потому-то и сдерживают рост тарифа на водоснабжение, используя для этого различные рычаги от административно-командных до рыночных. Но проблема в том, что первые загонять КП «Бердянский горводоканал» в долги, а вторые... Нашумевшая на всю страну история с передачей бердянского городского водоканала в концессию и последующий его возврат в коммунальную собственность наглядно продемонстрировали, что рыночный путь сдерживания тарифов изобилует еще большим количеством подводных камней. Сейчас городская исполнительная власть, как панацею от повышения тарифов предлагает новый рыночный вариант, предусматривающий передачу в коммунальную собственность Бердянска всего Западного группового водовода. Так ли это? Или же нас ожидает очередной криминально-мелодраматический сериал а-ля «Чистая вода»? Давайте попробуем разобраться с третьим под-вопросом

3. Как повлияет на тариф водоснабжения Бердянска, прием в коммунальную собственность Западного группового водовода?

Для получения ответа на этот под-вопрос пришлось внимательно ознакомиться с «Технико-экономическим обоснованием передачи ЗГВ в коммунальную собственность Бердянска» - бизнес-планом, разработанным совместно специалистами КП «Горводоканал» и горисполкома, предназначенным для убеждения депутатов городского совета и городской общественности в целесообразности этой передачи.

Уже первая статья данного документа под названием «Анализ хозяйственной деятельности КП «Бердянскводоканал» БГС и причины убыточности услуги водоснабжения» вызывает несколько вопросов и, главное, сомнений в объективности предоставленной информации. Признавая довольно большую зависимость роста тарифов от «постоянного роста цен на энергоносители, материалы, минимальной заработной платы, изменений ставок налогов», аналитики, составлявшие документ, позабыли сослаться на подтверждающие их выводы, цифры. Весь цифровой анализ деятельности городского предприятия ограничился лишь тремя цифрами:

1. доходы от предоставления услуги водоснабжения - 32,6 млн. грн.

2. расход на покупку воды из ЗГВ — 24,2 млн. грн.

3. общие расходы — 52,2 млн.грн.

Как следствие, из третьей цифры отнимается первая и получается четвертая : убытки в размере 19,6 млн грн. Подобным нехитрым арифметическим действием авторы «Технико-экономического обоснования..» недвусмысленно намекают: все проблемы бердянского горводоканала связаны исключительно с покупкой воды у областного водоканала — заберем трубу себе, не будем платить за воду и сразу 19,6 млн. грн. убытков автоматически превратятся в 4,6 млн. грн. прибыли. Но так ли это? Конечно, нет. Отказавшись от покупки воды, Бердянск возьмет на себя все затраты по ее транспортировке по трубе длиной в 175 км. А это дополнительные затраты на электроэнергию, содержание насосных станций, увеличение потерь воды из-за аварий на водоводе, наконец зарплата специалистам, работающим на ЗГВ. Но об этом чуть позже. Пока же обратим более пристальное внимание на цифры указанные в главе 1:

1. если от суммы доходов (32,6 млн. грн.) отнимем сумму расходов на покупку воды у «Запорожьеводоканала» (24,2 млн. грн.), то получим чистый доход от продажи в размере 8,4 млн. грн;

2. 8,4 млн. грн. по отношению к 24,2 млн. грн. составляет разницу между закупочной и отпускной ценой («накрутку») более 25%;

3. расходы предприятия в 3,5 раза превышают получаемый чистый доход и оказывается, что «накрутки» в 25% явно не хватает;

Но самое интересное заключается в другом: тариф на закупку воды у «Запорожьеводоканала» - 3,13 грн. за куб, а тариф, по которому «Бердянскводоканал» поставляет воду своим потребителям — 6,18 грн. за куб. А это никак не 25% «накрутки», а все 97,4%.

Откуда же такая нестыковка в цифрах? Чтобы понять это достаточно осуществить еще одно незамысловатое математическое действие. Разделив сумму затрат на покупку воды (24,2 млн. грн) на закупочный тариф (3,13 грн. за куб), получаем 7,7 млн. кубов воды, закупленных в 2013 г.. В то же время реализовано (32,6 млн. грн. делим на 6,18 грн.за куб) — меньше 5,3 млн. кубов. То есть, потери КП «Бердянскводоканал» в минувшем году составили почти 2,5 млн кубов воды. Согласно тарифу бердянского предприятия — это 15 млн. грн. пролившихся мимо потребителя. Конечно, часть этих потерь объективна — требуются на технологический процесс. Но, какая это часть? В документе, анализирующем деятельность КП «Бердянскводоканал», о потерях нет ни единого слова.

Ни словом в данном документе не упоминаются затраты бердянского предприятия на содержание в рабочем состоянии резервной системы водоснабжения города — луначарские скважины и бердовское водохранилище, соответствующие насосные станции и водоводы. А счет этих затрат тоже идет на миллионы гривен.

Но даже в статье 5 бизнес-плана «Финансово-хозяйственная деятельность КП «Бердянск-водоканал», где, казалось бы, расписаны все 52,2 млн. грн. затрат предприятия: ни потери воды, ни содержание резервной системы не указаны. Может эти затраты вошли в графу «Прочие затраты»? Но там указана сумма всего 3 млн. грн., а только потери воды даже по запорожскому тарифу превышают 7,5 млн. грн. Потому и возникают вполне обоснованные сомнения в объективности указанных в «Технико-экономическом обосновании...» цифр.

Но не только цифры в данном «бизнес-плане» вызывают сомнения. Так в главе 2 «Цель и механизм передачи ЗГВ в коммунальную собственность Бердянска» цели прописаны и ясны, а вот о механизмах этой передачи — молчок. Более того, в данной главе допущена совершенно очевидная ложь: «Основное финансирование строительства водовода производилось городом Бердянск». Как уже отмечалось выше основное финансирование строительства водовода осуществлялось государством — ни у области, ни тем более, у города средств на финансирование такого масштабного строительства попросту не было.

В общем, любой здравомыслящий человек, внимательно и критически изучив данный документ придет к выводу, что никакое это не «Технико-экономическое обоснование...», а топорно сделанная агитка.

При этом, мы не ведем речь о том, что передача ЗГВ в собственность Бердянска — это плохо. Напротив: основные тезисы этой передачи выглядят вполне логично:

1. надо забрать трубу, чтобы не покупать воду

2. прекратив покупку воды, снизим тариф

3. снизив тариф, подключим к ЗГВ другие территории: Мелитополь, Приморск, Акимовку и Приазовье

4. увеличив количество потребителей, сможем еще больше снизить тариф

Все правильно. Проблема только в «цене вопроса». А ее-то — цену - главный экономический документ «Технико-экономическое обоснование...» не только не раскрывает, а скорее наоборот — прячет.

Пожалуй, лишь первый тезис не вызывает особых сомнений: 24,2 млн. грн, которые Бердянск тратит на покупку воды наверное покроют, если не все, то большинство затрат, связанных с эксплуатацией водовода. Наверное.. Сказать точнее невозможно, поскольку в «Технико-экономическом обосновании...» попросту не указаны объективные цифры, а в некоторых моментах они вообще отсутствуют: сколько средств потребуется на переоформление водовода, особенно в части земельных отношений, на сколько увеличатся потери воды сегодня и в перспективе (ведь согласно тому же документу уже сейчас изношенность ЗГВ равна 34%), откуда возьмется задекларированная в бизнес-плане экономия средств на электроэнергии и амортизации и т. д.

Что же до подключения к ЗГВ других территорий, то за 10 лет существования водовода никакие усилия области подключить к нему Мелитополь и Приморск не увенчались успехом. И тариф - не единственное препятствие. Данные города имеют свои скважины, которые пусть и не в полной мере, но в целом удовлетворяют потребности данных городов в водоснабжении. Потому они, как и Бердянск, в принципе, не хотят покупать воду, (неважно у кого), не хотят превращаться в зависимого от поставщика абонента и при этом содержать в качестве резерва существующие системы водоснабжения.

Кстати, перевод ЗГВ в собственность Бердянска никак не повлияет на необходимость содержать в рабочем состоянии резервную систему водоснабжения нашего города. Ведь введенная в 2004-ом временная схема водоснабжения с помощью Каховского водовода до сих пор таковой и остается, а потому любая авария на ЗГВ оставляет Бердянск без днепровской воды. Чтобы этого не происходило требуется достроить водовод, довести его до соответствия проекту. А это - десятки миллионов гривен и не один год строительства. Ни таких денег, ни времени в распоряжении бердянской громады нет и их появление не предвидится.

Потому, возвращаясь к теме увеличения количества пользователей водовода нужно отметить, что для того, чтобы говорить о реальном подключении к ЗГВ других районов юга Запорожской области, а не выдавать желаемое за действительное, необходимо заручиться их твердым согласием. А это возможно лишь после создания совместной рабочей группы и согласования всех экономических нюансов. Возможно, речь придется вести о передаче ЗГВ не в собственность Бердянска, а в собственность специально созданной водоснабжающей кампании, учредителями которой станут громады Бердянска, Мелитополя, Приморска, Акимовки и Приазовья.

Как вывод, можно сказать следующее: в целом, идея перевода Западного группового канала из собственности «Запорожьеводоканала» в собственность территорий, которые являются потребителями воды из него является неплохой идеей. Но ведь 7 лет назад и идея передачи КП «Бердянскводоканал» в концессию тоже рисовалась радужными красками,. Да и нынешний бердянский градоначальник, ныне активно лоббирующий идею передачи ЗГВ в собственность Бердянска, помнится, тоже был замечен в приверженности к прожектерству. Идея создания в Бердянске троллейбусного парка обошлась городу в немалую сумму. А чем все закончилось? И для того, чтобы подобное не повторялось надо заниматься созданием настоящего бизнес-плана, учитывающего не только наиболее благоприятное развитие ситуации, но и возможные негативные процессы, а не замыливать глаза великолепной картиной будущего процветания.

Пока же ответ на подвопрос: как повлияет на тариф водоснабжения Бердянска прием в коммунальную собственность Западного группового водовода - отсутствует.